История депо Люблино  

Перевозка техники на фронт

Формирование составов на станции Люблино

В начале 1900 годы из-за увеличившегося объема перевозок с юга России станция Москва-Курская стала работать с трудом. Сортировочная работа в Московском узле на Московско-Курской жд производилась на станции Москва-Курская (Современная станция Москва-Товарная-Курская).На этой станции имелся небольшой парк для товарных составов и два паровозных депо - лдно на 18 стоил полувеерного типа с поворотным кругом для пассажирских паровозов с собственными нефте-водокачкой, другое депо - для товарных паровозов с тремя сквозными стоилами на 6 паровозов серии Од, угольным складом и водонапорной калонкой. Проблемы возникли как в грузовой работе, так и в сортировке вагонов.Технические возможности станции были на пределе, а дальнейшее развитие было невозможным из-за условий местоположения.
При выборе вариантов развития Московского железнодорожного узла и станции, куда можно было перевести грузовую работу, остановились на товарной станции Люблино. Станция Люблино получила свое название по расположенной неподалеку от нее старинной усадьбы. Поселок Перерва с примыкающей деревней Марьино поселок Люблино становиться одним из уютных уголков ближайщего Подмосковья тех лет. Песчанный берег Москвы-реки вблизи поселков был идеален для купания, в озерах водились щуки, лино, окуни и платва.Станция Люблино распологалась на большом пронстранстве между платформами Люблино-Дачное и Перерва и была связано Московской Окружной железной дорогой через передаточные железнодорожные ветки к станциям Угрешская и Андроновка.В 1906-1908 годах на станции Люблино начато строительство нового локомотивного депо веерного типа на 30 стоил с поворотным ручным кругом в центре. Этот круг в те годы с большим трудом вращали 6 человек!Работы по развитию станции Люблино завершились в 1909 году. Здесь были открыты сортировочные горки, а 15 октября вместе с ними начало свою работу паровозное депо на 30 стоил веерного типа. В том же 1909 году товарные паровозы со станции Москва-Курская переводятся в депо Люблино.Строительство депо не обошлось без ошибок. Его проектировали для действующих в то время паровозов серии Ов, и возможность появления на железных дорогах более мощных паровозов не учитывалось. Этот просчет проявился уже в ближайшее десять лет, когда на Московско-Курскую железную дорогу стали поступать новые паровозы серии "щ", имеющие более длинную базу по сравнению с паровозами Ов.Очень часто из-за слабой "регулировки движения" в оборотном депо скапливалось в ожидании поездов несколько паровозов, а следовательно и паровозных бригад.Условия труда для работников депо были тяжелыми, никаких раздевалок, умывальников и подсобных помещений не существовало. Не только столовой, но даже буфета или торговой точки вблизи депо и станции не было.Наступил 1918 год. При все тяжелых условиях Люблинские железнодорожники оставались верны своему профессиональному долгу, ремонт паровозов в кротчайшие сроки, без перебоев доставлялись грузы с продовольствием и топливом. в изношеном состоянии находился паровозный парк, не хватало запчастей для ремонта, ощущался недостаток топлива.Материальное положение рабочих ухудшалось, не было питания.В августе 1918 года молодежь депо Люблино организовала свой союз рабочей молодежи им. III Интернационала. В эту первую в районе Люблино молодежную организацию включилась и молодежь близлежащих поселков.В 1919 году в стране усилился голод, но рабочие депо Люблино брали с "кладбища" паровозы, ремонтировали их во внеурочное время, составляли паровозные и ремонтно-слесарные бригады.Состояние железнодорожного транспорта в то время было катострофическим.После гражданской войны необходимо было востанавливать промышленность, в депо вернулись специалисты, стали прибывать новые кадры, мобилизованные по решению ЦК. Поднялась трудовая дисциплина, постепенно улучшались условия труда. Для работников Люблинского узла был организован служебный поезд Москва-Депо-Перерва, он доставлял работников станции и депо на работу и увозил домой.В 1923 году в старом здании конторы Московского железнодорожно-ремонтного завода "Можерез" была оборудована поликлиника с родильным отделением, названная именем Н.А. Cемашко. Это была первая поликлиника в районе Люблино.Сам Александр Николаевич Семашко часто бывал на станции и в депо. Он много сделал по улучшению труда в Люблинком узле в области санитарии, охраны труда и техники безопастности. Позже он был избран почетным бригадиром депо Люблино.В 1925 году в депо в полную силу развернулась общественная и культурно-массоваяработа, многие железнодорожники учились на вечерних отделениях рабфака.Государство выделило рабочим материал, много летних дач было переделано в зимние, туда переселялись рабочие депо. В том же 1925 году поселок был преобразован в город Люблино. 1925 год вошел в историю еще одним событием, в двух стоилах паровозного депо была организована тепловозная база, в которой испытывались первые тепловозы. 30 декабря 1925 г. тепловоз Щ-ЭЛ-1, а позднее Щэл-1; буква Щ означала, что данный тепловоз по мощности равен паровозу серии Щ, а буквы ЭЛ указывали на наличие электрической передачи, был принят приемочной комиссией НКПС и начал работать с грузовыми поездами на участке Люблино - Курск Московско-Курской железной дороги. В 1926 г. локомотив пробежал всего 7500 км, поскольку много времени простаивал в ремонте на созданной в феврале 1926 г. тепловозной базе, которая располагалась в депо Люблино. Когда в 1931г. тепловозную базу депо Люблино закрыли и все опытные тепловозы направили для эксплуатации в депо Ашхабад(до 1936г. Полторацк) Среднеазиатской железной дороги,тепловоз Щ эл-1 был оставлен для переделки. В 1930-1940 годы улучшалась ситуация в паровозном депо, которое стало образцовым, работало с исправным парком.В депо Люблино приезжали железнодорожники с других дорог Союза перенимать опыт. Паровоз серии Эу712-71 со старшим машинистом Стрелковым Н.Н. В 1931-1933 гг. занял первое место на всесоюзном конкурсе паровозных машинистов. Станция работала четко как часы, по станции резво бегали, посвистывая, маневровые паровозы, формеруя поезда на юг и север на передачу. На сортировочных горках скатываються вагоны. По главным путям проносились электропоезда до станций Царицино и Подольск.Мерно раздавался гул депо, цеха и мастерские были оснащены современным оборудованием и механизмами. Коллективу депо с первых дней Великой Отечественной войны пришлось выполнятьответственные задачи - вся сила и техника отправлялась на отпор врагу.Необходимо было защищать депо от налета фашисткой авиации, оборудовать мескировочными устройствами паровозный парк и само депо.Во время налетов немецкой авиации бомбы разрывались вблизи депо у угольной эстакады, одна бомба попала в хвост поезда прибывшего со станции Угрешская.В ремонтных цехах депо в условиях частично эвакуированного оборудования полным ходом шли работы по подготовке паровозов, в цехах и стоилах строились и ремонтировались бронепоезда, при строительстве бронепоездов использовали башни подбитых танков. Бронепоезда участвовали в боях на подступках к Москве и Туле, а некоторые позднее дойдут до Германии. В мае 1943 г. развернулось движение за создание особого фонда наркома из сэкономленного топлива. Беречь каждый килограмм угля, помогая тем самым фронту, таков был лозунг инициаторов этого движения машинистов-тяжеловесников депо Люблино. Построенный руками рабочих депо Люблино бронепоезд "Народный мститель" увел на фронт записавшийся добровольцем техник депо И.И. Писанкин. После окончания Великой Отечественной войны на деповских путях скопились сотни разбитых паровозов, превезенных с западной части страны и с фронта. В депо возвращались бронепоезда, с которых нужно было снять всю броню, а паровозы отремонтировать. Депо Люблино обслуживало участки пути до Серпухова и частично до Тулы, в одной поездке локомотивные бригады пребывали до трех суток.В 1948 году в депо Люблино на паровозе ФД20-1599 было установлено устройство для размола и дожигания изгари в виде пыли. Впоследствии по аналогичному принципу были оборудованы паровозы ФД20-125 и ФД20-1883. В 1949 году депо Люблино завоевало Переходящее Красное знамя ВЦСПС. В августе 1953 года первый паровоз серии ОР18-01 поступил на Московско-Курско-Донбасскую железную дорогу в локомотивное депо Люблино, где с августа 1953 года по апрель 1954 года проходил эксплуатационные испытания. Он эксплуатировался на участке Люблино—Серпухов совместно с паровозами ФД. В процессе выпуска установочной партии паровозы получили новое обозначение серии — ЛВ. Это означало, что паровоз создан с учётом опыта проектирования, постройки и эксплуатации паровоза Л, но по чертежам Ворошиловградского паровозостроительного завода.В конце 70-х - середине 80-х в депо регулярно работал паровоз из депо
Александров. Он давал пар для местных нужд, но был всегда на ходу и
порой маневрировал по территории. Сначала ,сначала был паровоз Эу 712-61, потом
ему на подмену прислали Эр
В 1981 году в депо работали тепловозы ТЭ2:

37, 44, 88, 121, 123, 139, 238, 252, 338, 343, 373, 463, 489, 527.
Им на смену пришли тепловозы 2М62У, которые работали на передаче. Инвентарный список на август 1992 года:

0091, 0092, 0095, 0103, 0108, 0114, 0115, 0121, в инвентаре еще оставался последний ТЭ2-088,который был официально списан в апреле 1994 года..


Сейчас депо веерного типа с поворотным кругом. На основании приказа №58/Н от 02.11.65 специализировалось на подъёмочном ремонте тепловозов ТЭ1, ТГМ1, ЧМЭ2, ЧМЭ3; большом и малом периодическом ремонтах тепловозов ТЭ1, ТЭ2, ТГМ1, ЧМЭ2, ЧМЭ3.В депо осуществляется технический осмотр (ТО-2) локомотивов ЧМЭ-3 и ВЛ-10, их текущий ремонт (ТР-3). Крупные участки заняты ремонтом дизелей, электрических машин и аппаратов, колесно-моторных блоков, станочными работами.
По 2009г. выполняло все виды деповского ремонта тепловозов ЧМЭ3в/и.
В связи с реорганизацией локомотивного хозяйства ОАО "РЖД" на основании приказа №156/Н реорганизовано в эксплуатационное депо ТЧЭ-2 Лихоборы-Окружные. Осуществляет маневрово-вывозную работу на станциях московского узла. Цех ремонта является производственным участком ремонтного локомотивного депо Лихоборы.

Старые фото о депо (часть 1)
Старые фото о депо (часть 2)
Вернуться назад
Перейти на главную

Сайт управляется системой uCoz